← К списку публикаций

Читать далее Художник земли сибирской
Художник земли сибирской

Народный художник РСФСР Кондратий Белов вырос в Сибири, на берегу  реки Томи, в селе Пача Кемеровской области. Село Пача  осталось в творчестве художника-пейзажиста одним из  главных лейтмотивов.  И не удивительно, что свой жизненный путь он завершил, работая над  последней картиной - «Село моей юности». С возвышенности, где  Кондратий Белов в 1917 году любовался своим  селом, фотограф   Евгений Тамбовцев  запечатлел панораму села  Пача в наши дни.  И приходиться признать, что 100 лет назад  сельская улица, увенчанная  храмом, была красивее.

Читать далее Барды Сибири 10 лет встречают победный май на речных волнах
Барды Сибири 10 лет встречают победный май на речных волнах

Бардсплав - так называют авторы-исполнители сибирского региона своё ежегодное путешествие по реке Томь в  канун празднования дня Победы. И нынешний их водный поход не стал исключением. Барды- экстремальщики посвятили 80-ти километровый марш-бросок по большой воде 70-летию Победы.Для участия в экстремальном переходе прибыли представители городов: Кемерово, Новокузнецк, Томск, Междуреченск, Юрга.

Читать далее Легенды тутальской писаницы
Легенды тутальской писаницы

По словам жителей Юрги, ходивших по древним туннелям в 1950-60-х  годах, по «главному подземному ходу можно было двигаться неделю до следующего выхода на поверхность».
В те же годы в туннелях потерялась группа подростков и власти приняли решение, все входы в подземный город,  взорвать.

Ячменюха

...Жители села жили безбедно, потому и негативно отнеслись к советской власти...

Пятьдесят лет назад в Ячменюхе насчитывалось чуть меньше двухсот дворов. В школу ходило почти триста учеников. Был свой детский сад и дом быта, где можно было сдать в ремонт холодильник или телевизор. Два раза в сутки, к речному берегу причаливали теплоходы «Заря». Став пассажиром которой, через пару часов можно было оказаться в г. Новокузнецке. Вот и уезжали на ней молодые сельчане в промышленный город, постоянно испытывающий нехватку в рабочих руках.

Самое раннее упоминание о Ячменюхе встречается в рукописях Ремезова, правда называлось чело тогда Кокошниковы юрты.

На картах Томской губернии Ячменюха впервые появилась в начале прошлого века.

Золотодобыча, сельское хозяйство и лесозаготовки - вот основной промысел Ячменюхинцев. Не брезговали они и охотой. В Кузнецкие и Томские заготовительные пункты сельчане постоянно сдавали соболей и лис.

Характерно, что почти до 22 года в окрестных лесах действовал белый партизанский отряд, скрывающийся в пещерах прилегающего к реке Томь горного массива. На некоторых сохранившихся картах НКВД и сегодня, возможно, увидеть такие схроны, обозначенные условными знаками.

Фактически процветающее, когда-то село превратилось в еле дышащее сегодня поселение, живущее за счет проходящих по реке редких рыбаков и туристов.

Есть в селе одна местная достопримечательность, которая может, пригодится каждому, кто идет по реке на моторе или веслах. Сотовой связи тут нет в принципе и заканчивается она ещё в Осиновом плесе. Но стоит на ячменюхинском берегу небольшая деревянная лавочка. Каждый может положить на неё свой мобильник и сотовая связь сразу появляется. Стоит взять телефон в руки, как она пропадает. Вот такой здесь интересный телефонно-переговорный пункт.

Сегодня его называю Бабьим камнем, но в записях участника камчатской экспедиции С.П. Крашенникова этот камень со слов местных племен Тюльберов назван «Бабей камень». Думается, что в основе этого наименования лежит татарское слова Бабай - дедушка. Получается, что со временем камень поменял пол с мужского на женский. Был дедушкой, стал бабушкой.