← К списку публикаций

Читать далее Художник земли сибирской
Художник земли сибирской

Народный художник РСФСР Кондратий Белов вырос в Сибири, на берегу  реки Томи, в селе Пача Кемеровской области. Село Пача  осталось в творчестве художника-пейзажиста одним из  главных лейтмотивов.  И не удивительно, что свой жизненный путь он завершил, работая над  последней картиной - «Село моей юности». С возвышенности, где  Кондратий Белов в 1917 году любовался своим  селом, фотограф   Евгений Тамбовцев  запечатлел панораму села  Пача в наши дни.  И приходиться признать, что 100 лет назад  сельская улица, увенчанная  храмом, была красивее.

Читать далее Барды Сибири 10 лет встречают победный май на речных волнах
Барды Сибири 10 лет встречают победный май на речных волнах

Бардсплав - так называют авторы-исполнители сибирского региона своё ежегодное путешествие по реке Томь в  канун празднования дня Победы. И нынешний их водный поход не стал исключением. Барды- экстремальщики посвятили 80-ти километровый марш-бросок по большой воде 70-летию Победы.Для участия в экстремальном переходе прибыли представители городов: Кемерово, Новокузнецк, Томск, Междуреченск, Юрга.

Читать далее Легенды тутальской писаницы
Легенды тутальской писаницы

По словам жителей Юрги, ходивших по древним туннелям в 1950-60-х  годах, по «главному подземному ходу можно было двигаться неделю до следующего выхода на поверхность».
В те же годы в туннелях потерялась группа подростков и власти приняли решение, все входы в подземный город,  взорвать.

Духовный поток

По Кузбасской реке Томь с 5-го по 12-го июня 2015-го года прошел Крестный сплав с иконой Божьей матери «Покров над землей Кузнецкой». Священнослужители Кузбасской митрополии по ходу маршрута крестного сплава совершали молебны во здравие Кузбасса. Движение и безопасность крестоходцев на маршруте обеспечивали сотрудники МЧС России по Кемеровской области


Под Покровом Божьей Матери

Каждое утро в приюте Кузбасский начинается с колокольного перезвона. Михаил Шевалье - живая легенда Поднебесных Зубьев и бессменный директор филиала Областного детского экскурсионного центра поднимается на крыльцо, на котором укреплена звонница из пяти колоколов, и, отбивая радостно звонкомедный ритм, оповещает окрестности и постояльцев приюта, что утро началось и пора браться за добрые и полезные дела.

Этот начинающийся день был особенным, в приют Кузбасский с утренней электричкой на станцию Лужба, прибывала главная икона Кемеровской области -икона Божьей Матери «Покров над землей Кузнецкой». Её прибытие ознаменовало начало крестного сплава по Томи во здравие и благополучие Кузбасса и в поминовение воинов - кузбассовцев погибших в годы Великой Отечественной Войны.

Это благое дело было задумано и осуществлено помыслами и чаяниями многих людей: сотрудниками департамента МЧС по Кемеровской области; священнослужителями из Кузбасской митрополии. Духовником экспедиционной группы был назначен протоиерей от Кемеровской епархии Даниил Голоднов - настоятель храма Архангела Михаила в селе Береговое.

Почему именно отец Даниил стал во главе духовной стороны крестного хода? Всё имеет своё объяснение, у батюшки большой опыт речных путешествий по Томи на личном двенадцатиметровом баркасе. Вот уже, который год бороздит он речные дали вместе со своими воспитанниками из сельской средней школы, где он преподает (по совместительству) историю. В том, что батюшка не понаслышке знает морское дело и историю края, мне пришлось убедиться в первые дни путешествия, когда за вечерним чаем со смородиновым вареньем, далеко за полночь, мы с ним вели беседы о реке, о жизни людей на ней, о вере русского человека. На мой взгляд, лучшей кандидатуры на выполнение этой миссии Кемеровская епархия найти бы не смогла.

Я же со старшим сыном оказался в команде по приглашению Сергея Коротких - начальника ГИМС по Кемеровской области. Оказался в качестве вольного журналиста и путешественника по реке, автора фотоальманаха «На одной реке», над которым работаю вот уже третий год...

А пока, местная лодка - шорка, под командованием сотрудника центроспаса подходила к каменистому берегу приюта Кузбасский. В числе пассажиров сидел отец Даниил в оранжевом спасательном жилете и плотно прижимал к груди Кузбасскую православную святыню...

Ходить по реке Томь в этих местах на винтовом подвеснике можно, если использовать наработки и опыт местных умельцев, изготавливающих специальные насадки, которые защищают винт от частых ударов о камни, скрытые под водой по большой воде и угрожающе торчащими округлыми боками в периоды маловодья. У нас такого приспособления на старенький «Нептун» не было, поэтому первую шпонку срезали уже в ста метрах от места старта экспедиции, когда поторопились за быстро исчезающими за ближайшим поворотом реки водометными «Амурами». Далее пошли, подняв винт из воды, управляясь лишь веслами. Посчитав, что скорости течения реки, где-то около 20-км/час, достаточно, чтобы к вечеру добраться до пригородов Междуреченска. Там река приобретает почти привычный для нас, жителей её низовьев, вид и уже без боязни можно идти на незащищенном моторе...

- Православные люди всегда считали и считают себя грешниками и уповают лишь на милость Божью, -Говорит, обращаясь к присутствующим людям после молебна на берегу реки отец Даниил. - Возможно поэтому, над нашей православной церковью благодать Божья. Можно бесконечно перечислять проявление этой благодати. Расскажу лучше про вчерашний случай. Мы от верховьев Томи, а если точнее от приюта Кузбасский шли на катерах с каютами. И икона стояла прикрепленная к лобовому стеклу рубки (каюты) одного из катеров. Перепутав русло реки с протокой, мы попали в узкое место. Протока все уже, течение все сильнее и можно двигаться только вперед. Смотрим, впереди завал из бревен и как раз верхнее бревно на уровне иконы. Скорость у катера километров пятьдесят с учетом течения и тормозов у лодок нет. Всё! Столкновение казалось неизбежным. Летим мы все на этой скорости и понимаем, что снесет нас всех вместе с рубкой, да ещё и катер утопим в придачу. А самое главное икону покалечим. Мы руки с Сергеем Васильевичем инстинктивно вперед выставили, хотя чем это могло помочь в случае удара о бревна при такой массе катера и скорости. Остаются считанные метры и вдруг бревна уходят под воду, а наши два катера пролетают поверху, даже не задев их…

Скажете случай? Возможно, но на протяжении всего маршрута крестного сплава участники экспедиции не раз оказывались свидетелями проявления Божьей благодати по отношению к водному крестному ходу. Начиная от постоянно хорошей погоды, и это несмотря на то, что порой вокруг бушевали грозовые фронта, до помощи буквально в мелочах, как например своевременный грамотный технический совет от опытного речника, или интереснейшие встречи с хорошими, неравнодушными к своему краю людьми.

- Как нас встречают? - Отвечает на вопросы прихожан встречающих крестный сплав отец Даниил, - Да по-разному. Кто-то спрашивает советы духовные. Кто-то встречает и смотрит косо. Вот простой пример, в воскресенье останавливаемся где-то в Междуреченском районе, пляж, жара, много голых тел. И тут мы с иконой Божьей матери. Как же выходить думаю. Тут же люди во всем своем неглиже. Мы молимся, а некоторые даже и не повернулись. Лежат кверху пятыми точками и ухом не ведут. Нет у людей страха Божьего. Страх Божий он ведь благо для человека. Ведь что это такое? Это страх обидеть ближнего, страх греха одним словом. А что у нас бояться люди? Боятся своего начальника, потерять работу, боятся, что не смогут выплатить взятый кредит. Бояться, что кто-то их проклянет. Но почему то, абсолютно не бояться того, от кого всё зависит. И вот отсутствие страха Божьего, это и есть наша большая общая беда...

Что отсутствие страха перед создателем, есть наше общее несчастье, убеждаюсь в этом часто. Особенно когда вижу, как беспричинно и, походя люди, варварски относятся к реке, на которой сами же и живут. Мусор и грязь по берегам, загаженные речные притоки, погубленная человеческой жадностью рыба. Но если у детей нет страха перед отцом своим, тогда разрастаются ничем не сдерживаемые страсти быстрого удовольствия и человек превращается в потребителя, бесконечно потакая своим слабостям и телесным прихотям.

Одной из задач крестного сплава было совершение молебном во славу погибших воинов в годы военного лихолетья сороковых годов прошлого века. Почти в каждой деревне мы находили памятники, связанные с тем временем.

- Вечная память, эти слова, которые нас призывают вечно помнить наших предков, - Эмоционально продолжает говорить духовник крестного сплава отец Даниил. - Нас на западе очень часто называют Иванами не помнящих родства своего. Особенно так назвать нас любят в азиатских республиках. Заходишь в любом русском городе в автобус. Молодежь совершенно спокойно сидит, старики стоят и это стало уже нормой. Кто первый занял место тот и пользуется им, сидит и довольный в окошко смотрит, не замечая никого вокруг. У нас, благодаря современным кино сериалам, стало не модным уважать своего отца, а посмеяться над ним стало среди молодежи признаком современности и хорошего тона. В Кемерово, забиты дома престарелых, и многие взрослые дети стоят в очередях на размещение там своих родителей. Сегодня, это финал жизни многих стариков. И вот эти слова – Вечная память, которые мы сегодня провозглашаем в честь погибших воинов, заставляют нас удерживать оставшуюся ниточку памяти нашей. Мы идем крестным ходом по весям на берегах реки нашей, от самой Хакасии до Томска. Река Томь, это главная улица нашей области. Именно вдоль неё стоят самые древние наши поселения. Казаки эту землю осваивали и каждая весь, имеет свою глубокую историю. Ведь каждой деревне и селу лет по четыреста. И почти в каждой деревне стояли храмы и церкви. Эту историю мы почти забыли. Мы забыли места, где стояли православные позолоченные купола. Забыли память наших стариков, забыли веру и свои корни. Мой прапрадед был священником, а прабабушка отреклась от веры православной. Приехала в Сибирь учить детей безбожию, стала директором школы. Прожила жуткую жизнь. Десять детей родила, выжили только четверо и из них трое умерли от пьянки под забором. И только моя бабушка жива, хоть ей уже под девяносто лет. Во многом, это от того, что она помнила своих родителей и дедов, помнила, что в её семье были священники. Помнила и молчала все свои годы. Я же узнал об этом совсем недавно, когда сам стал служить Богу. И так у каждого в семье. И крестный ход, который мы дерзаем совершать, должен воскресить нам нашу память. Люди, забывшие свою историю, обречены на вымирание, как засыхают деревья лишенные своих корней. Крестные ходы, в том числе и по реке нашей совершались всегда. Ведь именно по рекам в эти земли пришли казаки. Икона, которая пришла сегодня в ваши города и веси, главная православная святыня нашей области. Она так и называется «Покров над землей Кузнецкой». Вместе с Божьей матери изображен святитель Николай угодник Божий, покровитель всех труждающихся в шахтах, путешествующих по морям и рекам, сидящих в трюмах, которых у нас в области предостаточно. И святой царь Николай, хозяин этой земли. Убили его, но он остался и молится за всех нас живущих на ней...

Действительно то, что Кузнецкая земля принадлежала частному владению семьи Романовых и входила в состав их горнозаводской вотчины имеющей огромную территорию от Урала до западной Сибири. Во многом это объяснялось стремлением стандартизировать осваиваемые территории под административные требования того времени и для облегчения управления горнорудной промышленностью и жизнью населения, основной частью которого было крестьянство.

Как важным средством просвещения населения царское правительство рассматривало Русскую Православную Церковь и оказываемое ей влияние на духовную жизнь общества. Практически в каждом селе стоял храм. Местным священникам предписывалось организовывать приходские школы, обучающие крестьянских детей начальной грамоте.

Главным храмом Кузнецкого округа в XVIII веке был Спасо-Преображенский собор в г. Кузнецке. В 1718 году этому собору царь Петр I самолично пожаловал трехметровый деревянный крест, расписанный художником Я. Лосевым. Реформа 1861-го года, об отмене крепостного права ощутимо подстегнула развитие Кузнецкой земли. Заводские крестьяне и мастеровые освобождались от крепостной зависимости, получая в пользование усадьбы и до одного гектара земли. А в 1868 году они были освобождены на 6 лет от всяких налогов.

На начало 20-го века в Кузнецке проживало около четырех тысяч человек населения занимающихся ремеслами и сельским хозяйством.

Почему крестоходцев на берегах реки встречали в основном женщины и дети? Этот вопрос не раз задавался нам всем отцом Даниилом в процессе движения крестного хода по Томи. И сам же батюшка пытался на него ответить, констатируя факты и опираясь на личный опыт.

- Сельские приходы в нашей России ещё не установились. Утрачен уникальный прошлый опыт сельских приходов. Ведь у деревенской церкви несколько иная жизнь чем у городской. Потому что сельский священник намного ближе к людям, чем священник в городе. Но так оно изначально и задумано было. В деревни все и всё на виду и если кто пришел в церковь, то опять у всех на виду, а на это надо определенное мужество. Вот мужики в деревнях в церковь не ходят, лишь за немногими исключениями. Сегодня ложно считается, что молиться Богу, это сугубо бабье дело и дело слабых...

Но так ли это? Верить в Бога, это удел сильных. Ведь даже слова вера и уверенность созвучны. А народные пословицы и поговорки, они говорят сами за себя. Например: «Человек силен верой своей», «С верой по жизни…», «Глубокая вера есть сила, неверие же, есть слабость».

И получается, что неверие в Бога, это лишь слабость человеческая, слабость перед ответственностью за дела свои, благополучие своих детей и ближних, свою семью. Не верить гораздо проще, так же просто, как просто катиться по жизни не прилагая больших усилий, это легче, чем верить и идти вперед, созидая свою жизнь с Богом в сердце

- Крестный ход, это труд во имя любви к Господу. Поклониться иконе, то же пусть маленький, но духовный труд каждого из вас, - Вновь обращается отец Даниил к собравшимся сельчанам, - Нельзя верить в Бога, где-то в душе, не проявляя свою любовь в своих поступках и действиях. Подойдите к образу Божьей матери, поклонитесь ей и попросите помощи в делах своих…

И люди стразу став серьезными, выстраиваясь в очередь, подходили к иконе и, замирая на секунду, прикладывались к лику Божьей матери «Покрова над землей Кузнецкой».

Евгений Тамбовцев

член Союза журналистов РФ