← К списку публикаций

Читать далее Художник земли сибирской
Художник земли сибирской

Народный художник РСФСР Кондратий Белов вырос в Сибири, на берегу  реки Томи, в селе Пача Кемеровской области. Село Пача  осталось в творчестве художника-пейзажиста одним из  главных лейтмотивов.  И не удивительно, что свой жизненный путь он завершил, работая над  последней картиной - «Село моей юности». С возвышенности, где  Кондратий Белов в 1917 году любовался своим  селом, фотограф   Евгений Тамбовцев  запечатлел панораму села  Пача в наши дни.  И приходиться признать, что 100 лет назад  сельская улица, увенчанная  храмом, была красивее.

Читать далее Барды Сибири 10 лет встречают победный май на речных волнах
Барды Сибири 10 лет встречают победный май на речных волнах

Бардсплав - так называют авторы-исполнители сибирского региона своё ежегодное путешествие по реке Томь в  канун празднования дня Победы. И нынешний их водный поход не стал исключением. Барды- экстремальщики посвятили 80-ти километровый марш-бросок по большой воде 70-летию Победы.Для участия в экстремальном переходе прибыли представители городов: Кемерово, Новокузнецк, Томск, Междуреченск, Юрга.

Читать далее Легенды тутальской писаницы
Легенды тутальской писаницы

По словам жителей Юрги, ходивших по древним туннелям в 1950-60-х  годах, по «главному подземному ходу можно было двигаться неделю до следующего выхода на поверхность».
В те же годы в туннелях потерялась группа подростков и власти приняли решение, все входы в подземный город,  взорвать.

Была ли Томь глубже?

Томь – главная водная артерия Кузбасса, один из крупнейших притоков Оби. С древних времен являлась важнейшим, порой единственным, путем соединявшим различные местности и селения Кузнецкой земли. Томь помнит древних жителей плавающих по ней и по ее притокам на лодках долбленках – обласках. Помнит первых казаков, поднимавшихся из Томска на дощаниках. Помнит первый пароход и первый теплоход. Помнит, как по ней ходили баржи, возившие различные грузы. Теперь все это в прошлом. Томь обмелела. Но, обмелела ли? Вопрос не столь простой. Да, еще несколько десятилетий назад навигация на Томи длилась с мая по октябрь, не прекращаясь ни на один день. Но что было этому причиной? Большее количество воды в реке, или проводимые дноуглубительные работы? Давайте посмотрим, что писали о Томи в разные времена.

Виктор Грисман, этнограф, путешественник

В 1734 году, Кузнецк посетил Миллер Г.Ф. автор «описания Кузнецкого уезда Тобольской провинции в нынешнем его состоянии». В этом труде, в описании Томи есть такие строки: «Дно повсеместно очень каменистое и не очень глубокое, при высокой весенней воде по ней все же можно ходить на дощаниках…. От устья Кондомы Томь становится судоходной таким образом, что в любое время по ней можно ходить на больших лодках, а весной по высокой воде также и на дощаниках». Получается, что на дощаниках свободно ходить можно лишь весной. Косвенным образом это подтверждает знаменитый исследователь Камчатки, русский ученый – Крашенинников, который в том же 1734 году, в сентябре, сплавился от Кузнецка до Томска. В дневнике, который он вел в дороге, Крашенинников пишет: «около полуночи в Терехину деревню приехавши, свету дожидаться принуждены были, понеже две лотки на мель стали……приплыли в вечеру в Мамышевы татарские юрты, в которых живут тюлиберские татары, где мы ночевать принуждены были, понеже для великих на Томе реке мелей ночью никоим образом ехать невозможно было». На мели он сетует и в других частях своего дневника. Получается Томь и раньше не была такой уж глубокой. На первый взгляд, такое утверждение опровергает, академик Фальк посетивший Томскую губернию в 1771 году. Он пишет о Томи: «Ниже Кузнецка она безъ пороговъ, вездѣ глубиною отъ 1 до 4 саженъ, и следовательно судоходная, течетъ быстрее Оби и имѣет пещаный грунтъ, хорошую воду и много рыбы и осетровъ». Однако приведенные строки вызывают некоторые сомнения. Указанная глубина от 1 до 4 сажен (от 2 до 8 метров), причем везде, отвергает наличие перекатов вообще. Вряд ли столь заслуженный ученый стал бы указывать неверные данные. Скорее всего, он описал состояние Томи во время паводка. Тогда все верно. Или, может быть, Томь действительно была такой глубокой? Открываем «Географическо – статистический словарь Российской империи» за 1863 год и читаем, что там пишется про Томь: «Островов и мелей много …. Судоходство по Томи производится беспрепятственно в течение всей навигации только от г.Томска до впадения ее в Обь; но суда и плоты ходят по ней и от Кузнецка с мая до июля….». То есть и мелей много, и даже на плотах можно ходить лишь до июля. В 1907 году, в газете «Сибирская мысль» №62; 63 появляется объемистая статья посвященная установлению судоходства между Кузнецком и Томском. Давая краткую характеристику Томи автор указывает на многочисленные перекаты: «никаких порогов, в точном смысле, на реке нет; есть обыкновенные перекаты, которые в межень в маловодные годы могут помешать пароходному движению…..в этих местах река разделяется на рукава, образуя перекаты с многочисленными разветвлениями течения между галечными осередышами и мелкими островами, каковые: Бабий порог, Георгиевский, Бычьи горла, Козьи рожки, Осиповский и другие……В этих местах образовались самые мелкие перекаты: Ярской, Матвеевские косы, Басандайский, Верхнечеремошинский, могущие наиболее затруднить прохождение здесь пароходов в маловодное меженное время...». Иными словами, наличие перекатов затрудняющих пароходное движение, несомненно, и в начале 20 века. Рассматривая многолетние колебания уровня воды в реке Томь, автор приходит к выводу: «Таким образом по наблюдениям за четырнадцать лет состояние воды в реке Томи допускает в среднем беспрепятственного непрерывного пароходства каждую навигацию в течение 75 дней, т.е., 2 месяца…». Вновь возвращаемся к тому, что навигация на Томи возможна лишь в мае – июне. Но и в июне движение пароходов по реке сопряжено с опасностями. Так пароход «Полезный» в 1907 году возвращаясь из Кузнецка, благополучно сел на мель. В результате навигация по Томи осуществлялась лишь в большую воду. С 1911 года начинаются масштабные дноуглубительные работы, что позволяет в дальнейшем осуществлять навигацию с мая по октябрь. Свойство Томи затягивать фарватер и перекаты наносами требовало периодического очищения русла. Такие работы проводились постоянно в течение почти всего 20-го века. К концу 70-х годов большинство отдаленных сел расположенных на берегах реки были закрыты, а к оставшимся проведены автомобильные дороги, надобность в теплоходном движении была значительно снижена. Тем более, планировалось построить Крапивинское водохранилище. Работы по очистке фарватера становятся эпизодическими, а вскоре и вовсе прекращаются. Фарватер постепенно затягивается, навигация с каждым годом сокращается, пока ее состояние не возвращается к состоянию начала 20-го века. То есть май – июнь. Правда в 2012 году навигация продержалась чуть больше месяца и 3 июня уже была завершена, но такой аномально короткий период возник не впервые. В той же «Сибирской мысли» указано что: «Самый неблагоприятный год для судоходства по р. Томи к Кузнецку был бы 1900 год, который имел таких дней (в которые возможно пароходное сообщение. Прим.) только 37. Как видим, обмеление Томи есть результат прекращения работ по углублению фарватера, что привело Томь к ее первоначальному состоянию когда «для великих на Томе реке мелей ночью никоим образом ехать невозможно было».

P.S. Авторский коллектив редакции неоднократно проходивший по Томи от её верхнего течения до устья полность согласен с Виктором Грисманом. И тоже считает, что сегодня, когда лес по берегм реки практически востановился, а дноуглубительные работы давно не ведуться Томь вернулась в состояние 16-17 -х веков.