← К списку публикаций

Читать далее Художник земли сибирской
Художник земли сибирской

Народный художник РСФСР Кондратий Белов вырос в Сибири, на берегу  реки Томи, в селе Пача Кемеровской области. Село Пача  осталось в творчестве художника-пейзажиста одним из  главных лейтмотивов.  И не удивительно, что свой жизненный путь он завершил, работая над  последней картиной - «Село моей юности». С возвышенности, где  Кондратий Белов в 1917 году любовался своим  селом, фотограф   Евгений Тамбовцев  запечатлел панораму села  Пача в наши дни.  И приходиться признать, что 100 лет назад  сельская улица, увенчанная  храмом, была красивее.

Читать далее Барды Сибири 10 лет встречают победный май на речных волнах
Барды Сибири 10 лет встречают победный май на речных волнах

Бардсплав - так называют авторы-исполнители сибирского региона своё ежегодное путешествие по реке Томь в  канун празднования дня Победы. И нынешний их водный поход не стал исключением. Барды- экстремальщики посвятили 80-ти километровый марш-бросок по большой воде 70-летию Победы.Для участия в экстремальном переходе прибыли представители городов: Кемерово, Новокузнецк, Томск, Междуреченск, Юрга.

Читать далее Легенды тутальской писаницы
Легенды тутальской писаницы

По словам жителей Юрги, ходивших по древним туннелям в 1950-60-х  годах, по «главному подземному ходу можно было двигаться неделю до следующего выхода на поверхность».
В те же годы в туннелях потерялась группа подростков и власти приняли решение, все входы в подземный город,  взорвать.

История развития водномоторного спорта в Кузбассе

Они были первыми

Бурное развитие водномоторного спорта в СССР началось в начале пятидесятых годов прошлого века. В 1952 году, после длительного перерыва, было проведено первенство СССР, а с 1956 года оно уже проводилось ежегодно.

До 1956 года наши спортсмены не могли похвастаться высокими скоростями, которые не превышали 60 км/час. Объяснялось это тем, что возможности форсирования серийных двигателей, выпускаемых в Советском союзе, давно были исчерпаны и для роста скоростей необходимы были более мощные моторы. Некоторые спортивные коллективы закупали двигатели за границей. А там где была возможность, например при машиностроительных предприятиях, занялись созданием собственных и усовершенствованием уже имеющихся моторов. Начало шестидесятых годов, это время установления многих скоростных рекордов, как на внутрисоюзных, так и на мировых трассах.

В основном, спортивные водномоторные общества, развивались в классах моторных лодок и скутеров класса СИ и СА. Хорошо себя чувствовали весовой класс глиссеров ГА-250 с двигателем М-21(Волга) в 1962 году был поставлен рекорд СССР в 98,8 км/час.

Для развития класса катеров серьезным препятствием было отсутствие промышленного их выпуска, а значит дороговизна покупных моделей и слабые возможности, по проектированию и строительства собственных судов на местах.

Водномоторный спорт в Юрге начался с конца пятидесятых годов с момента покупки профсоюзной заводской организацией Юргинского машиностроительного завода, четырех дюралевых лодок с подвесными моторами. В начале шестидесятых был организован спортивный водномоторный клуб Чайка, базирующийся на городской пристани. Первым руководителем был ленинградский инженер Борис Борисович Комаров, и первые страты проводились в классе мотолодок, где любители гонялись в черте городской акватории, на уже имеющихся казанках. Скоро появились первые, самостоятельно построенные скутера, с маломощными подвесниками типа десятисильной Москвы. Руководителем бурно растущего спортивного клуба стал Алексей Николаевич Пономарчук. В это же время клуб переехал к железнодорожному мосту Транссиба через Томь. Так как места для всех водномоторников в черте городской пристани стало уже не хватать.

Администрация Юргинского машиностроительного завода старалась не отказывать в технической и иной помощи своим спортсменам водномоторникам. В их распоряжении был мощный научно-производственный потенциал крупного оборонного предприятия. Результаты не заставили себя ждать. В 1975 году на Кубке СССР, а это очень престижное рейтинговое соревнование тех лет. Юргинцы стали победителями в командном зачете. История водномоторного спорта в СССР не знала подобного случая, чтобы провинциальная клубная команда поднялась на высшую ступеньку почета.

Евгений Тамбовцев

Продолжение следует

На групповом снимке: Команда победителей Кубка СССР по водномоторному спорту, 1975 год. Верхний ряд слева направо: мастера спорта СССР Виктор Поддубняк, Сергей Драгун, Александр Герасимов, Юрий Драгун. Слева направо нижний ряд: мастера спорта СССР Анатолий Кусов, Виктор Лузан, Николай Гараничев(капитан команды), Виктор Драгун.

На снимке: Алексей Николаевич Пономарчук. Мастер спорта СССР по водномоторному спорту. В 70-е годы многократный призер РСФСР в классе катеров. Длительное время руководил спортивным водномоторным клубом «Чайка»