← К списку публикаций

Читать далее Художник земли сибирской
Художник земли сибирской

Народный художник РСФСР Кондратий Белов вырос в Сибири, на берегу  реки Томи, в селе Пача Кемеровской области. Село Пача  осталось в творчестве художника-пейзажиста одним из  главных лейтмотивов.  И не удивительно, что свой жизненный путь он завершил, работая над  последней картиной - «Село моей юности». С возвышенности, где  Кондратий Белов в 1917 году любовался своим  селом, фотограф   Евгений Тамбовцев  запечатлел панораму села  Пача в наши дни.  И приходиться признать, что 100 лет назад  сельская улица, увенчанная  храмом, была красивее.

Читать далее Барды Сибири 10 лет встречают победный май на речных волнах
Барды Сибири 10 лет встречают победный май на речных волнах

Бардсплав - так называют авторы-исполнители сибирского региона своё ежегодное путешествие по реке Томь в  канун празднования дня Победы. И нынешний их водный поход не стал исключением. Барды- экстремальщики посвятили 80-ти километровый марш-бросок по большой воде 70-летию Победы.Для участия в экстремальном переходе прибыли представители городов: Кемерово, Новокузнецк, Томск, Междуреченск, Юрга.

Читать далее Легенды тутальской писаницы
Легенды тутальской писаницы

По словам жителей Юрги, ходивших по древним туннелям в 1950-60-х  годах, по «главному подземному ходу можно было двигаться неделю до следующего выхода на поверхность».
В те же годы в туннелях потерялась группа подростков и власти приняли решение, все входы в подземный город,  взорвать.

Самусьский судостроительный

Колесный пароход Гагара с различным коммерческим грузом вышел из Томска вниз по Томи в конце ноября 1879 года. Торопиться ему было некуда, быстро надвигался ледостав, и задача перед командой стояла следующая – дойти до предполагаемого места зимовки судна. Можно было отзимовать и в губернском Томске, в устье реки Ушайка, но к осени тут скопилось настолько много различных барок и лодок, что из-за тесноты неуклюжему пароходу был существенный риск попасть в весенний ледоход весной под удар тяжелых льдин. От местных рыбаков было известно, что в устье реки Самусь на правом рукаве Томи в 35 верстах ниже по реке от Томска есть удобное место, для зимовки хорошо защищенное от ледового прессинга. Вот туда и держал свой путь пятидесяти метровый колесник, торопливо шлепая плицами по тягучей ноябрьской воде.

Место для зимовки действительно оказалось хорошим. Тихая протока, мыс со стороны острова отбивающий ледяные поля, сосновый лес по обоим берегам. Быстро были вырыты и обшиты тесом землянки и люди приготовились к зиме. Полгода пролетело в постоянной работе по обкалыванию льда вокруг корпуса Гагары, в ремонте судовой машины, так что к началу апреля 80-го года пароход был готов к рейсу и стоял на чистой воде Кижировской протоки.

Осенью этого же года в устье речки Самусь на зимовке стояло уже два парохода. Место было уже обжито командой Гагары и экипажи колесников не спеша, произведя текущий ремонт, благополучно начали новую навигацию. А с 1881 года флот Томского купца Ивана Некрасова уже специально располагается здесь на зимовку.

Надо отметить, что в это время начинает активно строится Обь-Енисейский канал и штат Томского округа водных путей сообщения активно насыщается инженерно-мастеровыми кадрами. Администрация заинтересовалась Самусьским отстойным пунктом и после обследования протоки инженером Бьорком Александровичем Аминовым, в Министерство путей сообщения было внесено предложение о целесообразности строительства здесь крупного затона для речных судов. И весной 1891 года в Самусьский затон прибыла бригада рабочих снятая с Обь-Енисейского канала для строительства мастерских, жилых и подсобных помещений. Началось строительства судоремонтного машинного заведения – так называли заводы в то время.

С 1897 года в Самусьски происходит активное заселение семей рабочих. И первой семьей проживающей на постоянной основе стала семья столяра Ивана Попова, 1855 года рождения. Зарабатывал Иван по меркам того времени очень хорошо, что и позволило ему со своей женой Анной родить и поставить на ноги 22 ребенка. Так случайное зимовье, разрастаясь постепенно превращалось в крупный судоремонтный, а затем и судостроительный завод.