← К списку публикаций

Читать далее Художник земли сибирской
Художник земли сибирской

Народный художник РСФСР Кондратий Белов вырос в Сибири, на берегу  реки Томи, в селе Пача Кемеровской области. Село Пача  осталось в творчестве художника-пейзажиста одним из  главных лейтмотивов.  И не удивительно, что свой жизненный путь он завершил, работая над  последней картиной - «Село моей юности». С возвышенности, где  Кондратий Белов в 1917 году любовался своим  селом, фотограф   Евгений Тамбовцев  запечатлел панораму села  Пача в наши дни.  И приходиться признать, что 100 лет назад  сельская улица, увенчанная  храмом, была красивее.

Читать далее Барды Сибири 10 лет встречают победный май на речных волнах
Барды Сибири 10 лет встречают победный май на речных волнах

Бардсплав - так называют авторы-исполнители сибирского региона своё ежегодное путешествие по реке Томь в  канун празднования дня Победы. И нынешний их водный поход не стал исключением. Барды- экстремальщики посвятили 80-ти километровый марш-бросок по большой воде 70-летию Победы.Для участия в экстремальном переходе прибыли представители городов: Кемерово, Новокузнецк, Томск, Междуреченск, Юрга.

Читать далее Легенды тутальской писаницы
Легенды тутальской писаницы

По словам жителей Юрги, ходивших по древним туннелям в 1950-60-х  годах, по «главному подземному ходу можно было двигаться неделю до следующего выхода на поверхность».
В те же годы в туннелях потерялась группа подростков и власти приняли решение, все входы в подземный город,  взорвать.

Что за шум там?

Общепринято считать, что в глухозимье, рыба, испытывая кислородное голодание, находится в сильнейшей апатии и практически перестает шевелиться. Возможно, это и имеет место, например на малых реках, озерах и прудах, но только не на Томи. Кислорода в нашей реке хватает, и сколько не опускали камеру под воду, видели довольно бодро плавающих окуней, бель, держащуюся поближе к траве и щук привычно стоящих в засадах. Активность рыбы, конечно, снижается, но не настолько, чтобы кардинально изменить её привычное поведение. А вот то, что она становится зимой более метеозависима так это да. Воды подо льдом меньше, а значит, реагировать на давление атмосферы рыба начинает острее. Не раз, изучая причину ситуации массового отсутствия клева наблюдали под водой неподвижно, в большом количестве, стоящего у самого дна и еле шевелящего плавниками окуня. Как правило, это явление имело место при резком потепление и соответственно при понижение атмосферного давления. Елец, окунь просто «ложились» на дно и практически замирали. Давление поднималось, и клев тут же возобновлялся.

В эту зиму редакцией журнала проводились исследования, как рыба в Томи реагирует на различные шумы. В частности на шум создаваемый ледобуром. И вот к какому выводы пришли.

Бурилась лунка, хорошо закармливалась и когда вокруг собиралась бель, это в основном елец, то рядом в пяти-шести метрах бурилась с сильной прокачкой новая лунка. Белая рыба практически мгновенно теряла интерес к кормлению, переставала на какое-то время, иногда до получаса, брать приманку и лишь окунь никак не реагировал на этот характерный шум. На шумы от работы ледобура в десяти и более метров реакция у ельца и уклейки была выражена значительно меньше. И, как правило, через пару минут, активность на кормление у рыбы возобновлялась.

Интересен такой факт, что более всего острее у рыбы была реакция на резкий стук молоточка по забуренному, но не вытащенному из воды буру. В этом случае она в панике надолго разбегалась по сторонам.

Выводы по результатам этого небольшого исследования позволяют говорить о том, что рыба подо льдом, как и в любом аквариуме, обладает хорошей способность к привыканию к различным шумам, и может дифференцировать их на опасные, и не очень. Если пофантазировать, то наверное можно приручить её в отдельном водоеме воспринимать шум от ледобура, как сигнал к своему кормлению.

← Читать далее Томские ельчики
Томские ельчики

В моем детстве, прошедшем в небольшом сибирском промышленном городке Юрга, мы, городская пацанва, нарезав удилища из берегового кустарника, все лето безудержно ловили пескаря. До сих пор вспоминаю, как июльским утром, на восходе оранжевого солнца, река буквально вскипала от игры прибрежной бели. И надергать за час доверху походный трехлитровый котелок было делом обычным.

Читать далее → Камень не камень?
Камень не камень?

Интересен такой факт, что многие путешественники по Томи часто путают местоположения этих двух уникальных геологических объектов - Рябого (Поляковского) и Бабьего камня. Наверное, все дело расположенной выше в шести километров Бабьей протоки одноименной по своему названию с Бабьей горой, склоны которой как раз и образуют правый берег этой протоки. И верно - Бабья протока, Бабий камень, Бабья гора - все в одном месте и все логично. Однако турист проходящий Бабью протоку ни одного из вышеперечисленных камней не увидит. Есть правда там один скальный выступ, который легко можно спутать с Бабьим камнем. Возможно, это и происходит. Раз так часто встречается эта путаница на различных рыболовных форумах.