← К списку публикаций

Читать далее Художник земли сибирской
Художник земли сибирской

Народный художник РСФСР Кондратий Белов вырос в Сибири, на берегу  реки Томи, в селе Пача Кемеровской области. Село Пача  осталось в творчестве художника-пейзажиста одним из  главных лейтмотивов.  И не удивительно, что свой жизненный путь он завершил, работая над  последней картиной - «Село моей юности». С возвышенности, где  Кондратий Белов в 1917 году любовался своим  селом, фотограф   Евгений Тамбовцев  запечатлел панораму села  Пача в наши дни.  И приходиться признать, что 100 лет назад  сельская улица, увенчанная  храмом, была красивее.

Читать далее Барды Сибири 10 лет встречают победный май на речных волнах
Барды Сибири 10 лет встречают победный май на речных волнах

Бардсплав - так называют авторы-исполнители сибирского региона своё ежегодное путешествие по реке Томь в  канун празднования дня Победы. И нынешний их водный поход не стал исключением. Барды- экстремальщики посвятили 80-ти километровый марш-бросок по большой воде 70-летию Победы.Для участия в экстремальном переходе прибыли представители городов: Кемерово, Новокузнецк, Томск, Междуреченск, Юрга.

Читать далее Легенды тутальской писаницы
Легенды тутальской писаницы

По словам жителей Юрги, ходивших по древним туннелям в 1950-60-х  годах, по «главному подземному ходу можно было двигаться неделю до следующего выхода на поверхность».
В те же годы в туннелях потерялась группа подростков и власти приняли решение, все входы в подземный город,  взорвать.

Сибирь церквями прирастала

В селе Зеледеево, существовал народный обычай: в день памяти Флора и Лавра, или как его ещё называли в народе «лошадиный праздник», жители пригоняли к церкви лошадей со всех окрестных деревень входящих в православный приход. В гривы коней вплетали цветные ленты и кусочки яркой материи, украшали попону и сбрую. После торжественных молебнов окропляли животных водой и вели купаться на Томь. Святые Флор и Лавр, как защитники и покровители домашних животных, были широко известны на Русской земле, а их изображения имелись в каждом крестьянском доме. Даже ветеринарные лекари в случае безнадежности «больного», обращаясь к святым мученикам, часто получали просимое. Поэтому молебны, проводимые по просьбам владельцев лошадей, пользовались в селе обслуживающем Томский тракт, большим спросом.

Есть приход, значит, будет и доход

Российские первопроходцы, как православные люди, обосновавшись на новом месте, всегда старались первым делом поставить часовню или церковь. И делалось это не только по потребности к духовной жизни, но и от понимания того, что церковь в России являлась неотделимой частью государства и без прихода не будет в жизни села и хорошего дохода. Формируемая вокруг священника церковная община нацеливалась на целесообразность и порядок в духовной и хозяйственной жизни её членов. Сибирские храмы и монастыри наделялись государством обширными земельными и водными угодьями для организации своей пашни, а среди местных крестьян считалось выгодным работать на правах арендатора под крышей богатого монастыря.

Там же, где гуляла сибирская вольница, как правило, начинало процветать беззаконие и самовольство. Первым сибирским архиепископом в 1621 году был назначен Киприан Старорусенин из Новгородского Спасо-Хутынского монастыря. Обладая твердым характером и благочестием, он, прибыл в Тобольск, где начал свою деятельность с достраивания Софийского собора, и организации при нем жизненно необходимого хозяйственного уклада.

В своих посланиях к патриарху он сообщал: «…В Сибири, во всех городах и острогах, мимо которых ехал, дворишки ставлены худые и тесные, хоромишки все крыты соломою… люди живут самовольно, у приказных людей в непослушании,… а в Сибири попы зачастую самозванцы, воры и бражники, да и быть им нельзя, только быть им по великой нужде, потому что переменить некем».

Понимая опасность такого нравственного падения населения, патриарх обратился к сибирской пастве с учительским посланием, где указывая на недопустимость беззакония и отступления от православных норм поведения, призывает верующих вести жизнь праведную. Послание зачитывалось во всех городах и селах. Параллельно с этим были проведены и «кадровые изменения», смещены с должностей ряд государственных чиновников взявших на себя роль удельных князьков.

До конца 17 века Сибирская епархия решала хозяйственные вопросы по обустройству церквей и монастырей. Не забывала о Сибири и Москва, направляя на хлебное жалование духовенству весьма значительные суммы. И к началу 18-го века Сибирская Епархия стала фактически материально независима от центра.

По прямому указанию архиепископа Киприана было начато составление летописи покорении Сибири казаками. Для этого в сельских приходах находили ещё живущих очевидцев похода Ермака и с их слов описывали события тех лет. С этого же времени убитых в этих походах русских воинов стали упоминать во время церковных служб.

Миссионерская деятельность также не была забыта. Одной из важнейших задач сибирского духовенства было распространение православия среди местных тюркских племен. Служивых людей особым царским указом, обязывали терпимо относится к коренному населению, быть для них защитниками, принимая под свое покровительство. И многие язычники, утвердившись в православной вере, приобщаясь через неё к русской культуре, становились «бывшими инородцами» и даже переходили на государеву службу. 

На Сибирском тракте

«Сибирский тракт – самая большая и, самая безобразная дорога во всем свете» - писал в своих путевых заметках великий русский писатель А.П. Чехов. Весной 1890 года он проезжал по Томскому тракту через село Зеледеево, где к тому времени на береговой террасе реки Томь с 1817 года стоял деревянный храм во имя святых Флора и Лавра. Село жило хлебопашеством и извозом по тракту, который проходил прямиком через центр села, где стоял большой постоялый двор. В 1902 году церковь, срубленная из ели в лапу, была перенесена с берега реки на центральную площадь, где стоит и ныне. Приход села, объединял больше десятка деревень и считался весьма богатым, жители прихода в основном занимались обслуживанием путешественников по Томскому тракту.

После второй волны репрессий против православной церкви в 1938 году шестикупольный храм закрыли и приспособили под развлекательные нужды. Сельская молодежь в помещении храма устраивала свои комсомольские собрания и танцы. После ВОВ, храм перестроили, разобрав купола, и стали использовать под зерновой склад.