← К списку публикаций

Читать далее Художник земли сибирской
Художник земли сибирской

Народный художник РСФСР Кондратий Белов вырос в Сибири, на берегу  реки Томи, в селе Пача Кемеровской области. Село Пача  осталось в творчестве художника-пейзажиста одним из  главных лейтмотивов.  И не удивительно, что свой жизненный путь он завершил, работая над  последней картиной - «Село моей юности». С возвышенности, где  Кондратий Белов в 1917 году любовался своим  селом, фотограф   Евгений Тамбовцев  запечатлел панораму села  Пача в наши дни.  И приходиться признать, что 100 лет назад  сельская улица, увенчанная  храмом, была красивее.

Читать далее Барды Сибири 10 лет встречают победный май на речных волнах
Барды Сибири 10 лет встречают победный май на речных волнах

Бардсплав - так называют авторы-исполнители сибирского региона своё ежегодное путешествие по реке Томь в  канун празднования дня Победы. И нынешний их водный поход не стал исключением. Барды- экстремальщики посвятили 80-ти километровый марш-бросок по большой воде 70-летию Победы.Для участия в экстремальном переходе прибыли представители городов: Кемерово, Новокузнецк, Томск, Междуреченск, Юрга.

Читать далее Легенды тутальской писаницы
Легенды тутальской писаницы

По словам жителей Юрги, ходивших по древним туннелям в 1950-60-х  годах, по «главному подземному ходу можно было двигаться неделю до следующего выхода на поверхность».
В те же годы в туннелях потерялась группа подростков и власти приняли решение, все входы в подземный город,  взорвать.

Следы на камнях

У курьи Ярыгенская, что на правом берегу реки Томь, чуть ниже скального утеса Ярыга и почти рядом с родником валом лежат большие камни. Лежат словно сброшенные сверху могучим великаном. На камнях выбиты человеческой рукой имена, фамилии и даты. Казалось бы, ничего необычного, мало ли среди нас любителей, оставлять после себя следы своего пребывания на природе в виде мусора или вот таких «петроглифов». Но если отбросить в сторону новодел в виде наспех выцарапанных перочинными ножами инициалов туристов-сплавщиков, как начинаешь видеть и понимать, что это не праздник человеческого тщеславия, а возможно крик души несчастного путника волею судьбы оказавшегося в роли репрессированного переселенца и следовавшего водным этапом вверх по Томи на стройки знаменитой Томусы. Об этом красноречиво говорят даты, выбитые рядом с именами людей отражающие первую и вторую волну массовых репрессий советской власти против своего народа. И рисуется в воображении картина приставшего к роднику парохода буксирующего баржу вот с такими несчастными. Пароход стоит долго, пополняя запасы питьевой воды и дров для судовых котлов, охрана выпускает людей на берег и кто-то, хоронясь топориком, выбивает на камне свое имя, посылая весточку в никуда. А может быть, это рядовой работник геологической партий, коротая время на дневке, у источника чистой воды, решил оставить потомкам след о себе. Вот бы отыскать такого художника, узнав судьбу одного человека можно понять пути-судьбы многих людей проходящих по реке мимо этих камней.

Интересно одно слово, которое судя по затертой временем кромки наиболее давнее среди всех подписей. Возможно именно оно было положено на камне в самом начале существования этой подорожной «доски объявлений». Слово это - Гиссен. Означает оно фамилию очередного странника или название одноименного немецкого городка непонятно. Среди проходивших за три столетия по Томи географических экспедиций было много немецких фамилий, но упоминаний такого человека нет ни в одной дневниковой записи. Так что загадка пока никем не разгадана и похоже она так и канет в Лету событий и судеб связанных с ними людей.