← К списку публикаций Религии мира

Познание начинается с вопроса.С детства, постигая азы знаний, люди ищут свой личный путь к Богу. Все жаждут духовного света. Хотят знать основополагающие истины, понятия, таинства, суть богослужений, обрядов.Вопросов много! Но есть и ответы.

ВАЛААМ. ЮРГИНЦЫ НА ОСТРОВЕ СПАСЕНИЯ

ВАЛААМ. ЮРГИНЦЫ НА ОСТРОВЕ СПАСЕНИЯ Паломническая поездка в Санкт-Петербург и на остров Валаам в мае 2023 года организована благочинным Юргинского церковного округа протоиереем о. Константином (Добровольским). И мы благодарны ему за организацию паломничества и всестороннюю заботу о нас. В-А-Л-А-А-М…Валаам… Название этого острова звучит, как напев. Остров, где живут по заповедям Божьим, куда стремятся паломники со всей России: кто душу исцелить; кто ответы найти; кто веру обрести… Корабли заходят с Ладожского озера в гавань архипелага. И их встречает белокаменный Никольский храм. Он парит над скалистым островком, как страж и хозяин гостеприимный. И душа замирает у всякого, ожидающего встречи с легендарным островом Спасения. За поворотом пролива открываются, устремленные в небо купола собора Спасо – Преображенского Валаамского мужского монастыря. Купола сливаются с небом – цвет у них особенный! Над тихой гаванью плывёт колокольный звон. А на высоком берегу видны белоснежные строения обители, над зеленым морем лесов проглядывают купола других храмов и церквей. И как-то само собой затихают громкие голоса, сходящих на берег, десятков людей. Сегодня монастырь и все его 11 скитов, многочисленные часовенки, блещут чистотой и ухоженностью. А совсем недавно, еще в 90-х годах 20-го века, здесь всюду царила мерзость запустения. Именно эта характеристика приходит на ум, когда видишь на фотографиях во что превратили древний монастырь при советской власти. Судьба святой обители была горькой на протяжении веков Глубокая древность скрывает историю северного монастыря. Освещение Валаама, восходит, по преданию, к апостолу Андрею Первозванному. Он шёл по Руси (Скифии), проповедуя христианство, почти 2 000 лет назад. Легенда гласит, что «дошедши до гор Валаама, воздвиг там каменный крест». Но прошло 900 лет, прежде чем добрались сюда греческие монахи и образовали монашество. Монастырь неоднократно стирали с лица земли: трижды сжигали шведы; захватывали и притесняли финны. А потом советская власть вовсе закрыла обитель. Несколько дней дали монахам на то, чтобы уйти из монастыря. И пошли они в Финляндию по льду Ладоги, спасая ценное: иконы, книги, уникальные реликвии. Ушли. А советские чиновники «разгулялись». И чего только не устраивали в монастыре, доведя его храмы до полной разрухи и осквернения! И только в 1989 году, наконец, монастырские здания были переданы православной церкви. И началось восстановление монастыря. В который уже раз! Из 13-ти скитов, взорванных и разграбленных, восстановлено 11. Да сам монастырский комплекс, а еще странноприимные дома для паломников, гостиницы… Дороги проложены, ферма построена, яблоневые сады и обильные огороды посажены. Плоды героического труда видны всюду. Летящие в вечность храмы Да, теперь всюду царит благодать Божья. Летящие в вечность храмы скитов имеют какое-то свойство - сразу поселяются в сердце, даже независимо от самого человека, будь он верующий или только идущий к вере. На Валааме особая атмосфера, там нет суеты. Много народа можно увидеть только на службах в храме монастыря. И это всё паломники. Правда, после литургии, 5-7 монахов начинают принимать исповеди у страждущих, благословляя и напутствуя словом Божьим, советом умным. Сами монахи на утреннюю службу приходят в 5 часов утра. И весь их день проходит в трудах и молитвах. Их практически не видно. Валаамский монастырь живет по очень строгому уставу, здесь проповедуют аскетизм. И уставом определено: общие труды, общая молитва, общая трапеза, одинаковая для всех одежда, никакой собственности… Видимо, выдержать трудную жизнь крайне сложно. Особенно современным людям. А потому здесь сегодня 200 монахов, а до революции их было 1200. Изменился мир. Россия только-только возвращает себе суть святой Руси, восстанавливая святыни, а с ними и веру. Помню, как я впервые увидела монаха - высокий, худой, с пронзительным мудрым взглядом, в черном головном уборе и таких же развевающихся одеждах. Как будто вошёл человек,.. но из иного мира, неведомого и высокого! Валаам называют Северным Афоном Всем известно о строгости устава в греческих православных Афонских монастырях, куда никогда не допускаются женщины. И на Валааме есть скит - Всесвятский, на воротах которого мы прочитали, что « Женщинам вход на скит не благословляется». И только один раз в год, в день всех Святых, женщины могут войти в этот строгий скит, имеющий вид уединенного монастыря. Монахи этого Всесвятского скита абсолютные вегетарианцы. В этом же скиту понедельник и пятница - Дни безмолвия. Вот почему на наше «здравствуйте», совсем молоденький послушник, посмотрев доброжелательно, ничего не ответил. Мы были в День безмолвия - в пятницу. Наша группа паломников, внимательно слушая высокообразованного гида Ивана, обошла кругом белоснежный Всесвятский скит, и удалилась по лесной дороге дальше, к Смоленскому скиту. Но я вернулась, пройдя перед этим 5 километров пешком, ещё километры лесной дороги, мне были не по силам. На перекрёстке дорог, устроилась на лавочке. Через некоторое время увидела, идущего с посохом пожилого монаха и его молодого спутника, нёсшего большую икону Валаамской Божьей Матери. Время от времени инок крестил иконой стороны света. Я подумала, что может мы своим шумом, помешали жизни монастырского поселения, известного своей особой аскетичной жизнью. И монахи «очищают» пространство от нашей суетной энергетики… Шествие монахов скрылось за поворотом белокаменной внешней стены. Но вдруг снова увидела монахов, идущих уже второй раз вокруг скита, а потом и третий… Как оказалось, это крестный ход, который в скиту совершают ежевечерне. Круглый год, в любую погоду! Ощутить в себе нечто высокое Монастыри – островки и оплот духовности, в нашем безумно спешащем, мире. Свет и тепло на Валааме исходит отовсюду. И тому способствуют внезапно, открывающиеся на лесных полянах, чудесные храмы и церкви. От их созерцания, от прикосновения к иконам, в душе становится легко и чисто. Народ едет сюда, чтобы ощутить в себе вот это - нечто высокое! Освободить душу, погребённую под заботами о хлебе насущном. Найти опору и веру! Но понять монашество нам, мирянам, крайне трудно. Вспомните, на Руси монахов называли иноками, что буквально означает – «иные». И мы, подавая им прошения о молитвенном заступничестве за родных, близких, за себя, верим в то, что их молитвы достигнут ИНЫХ высот! И они достигают, судя по благодати, разлитой над островом Спасения. Раиса Данилова председатель Юргинского отделения Союза журналистов России